В своей книге "Бездумная еда" профессор Корнуэльского университета Брайан Уонсинк исследует психологические механизмы, которые заставляют людей переедать. И если задуматься, то таких причин можно найти множество. Устранить эти причины вполне возможно. Только для начала их нужно осознать.
Во-первых: человеческий желудок нечувствителен, к небольшим изменениям в количестве пищи (тем более к ее калорийности) и способен растягиваться. В результате — чувство сытости приходит к нам только через 15-20 минут после того, как мы поели.
Во-вторых: люди утратили избирательность по отношению к пище и, в отличие от животных, руководствуются при выборе пищи такими критериями как внешний вид, доступность, быстрота и легкость приготовления, аромат (часто обусловленный искусственными ароматизаторами). Кроме этого, свое влияние на подсознание оказывает телевизионная и другая реклама.
В-третьих: часто голод является проявлением потребности в воде (жажда) или в дополнительных питательных веществах: витаминах, аминокислотах, микроэлементах и других полезных веществах, которых практически нет в пище быстрого приготовления.
В-четвертых: еда часто выступает не только в роле утолителя голода, но и в другом качестве. Например, деловой обед в ресторане подразумевает, что все присутствующие будут есть, вне зависимости от того, голодны они или нет. Кроме того, в местах общественного питания обычно подают большие тарелки, поэтому переесть значительно проще. Точно так же некоторые женщины «заедают» стрессы или плохое настроение, даже не отдавая себе в этом отчета. Таких примеров можно привести достаточно много.
Мы едим то, что мы видим. Если каждый раз, открывая холодильник, вы упираетесь глазами в бутылку минеральной воды, вы будете пить ее чаще. Поэтому держите всякие сладости подальше, а морковь, яблоки или сельдерей — на той полке холодильника, где вы будете их видеть.
Если у вас на работе лежат конфеты для посетителей, путь они лежат в непрозрачной емкости. В ходе одного из экспериментов Уонсинк и его коллега Джим Палмер установили, что секретарши, которые сидят рядом с прозрачными вазами с конфетами Hershey's Kisses, съедают на 71% (и на 77 калорий в день) больше, чем те, которые сидят рядом с такими же, но белыми керамическими емкостями. За год, говорит Уонсинк, прозрачная ваза будет вам стоить нескольких фунтов лишнего веса.
Думается, что то можно отнести не только к рабочему месту. Если в вашем доме есть какие-то емкости с доступными продуктами — сделайте их непрозрачными. Так вы будете реже видеть еду и меньше есть.
Чем проще пища для употребления, тем больше вы ее съедите, даже если разница по времени составляет секунды. Поэтому, когда будете перекладывать морковь и сельдерей на верхнюю полку, сначала вымойте их и порежьте — так вы съедите их больше. И держитесь подальше от упаковок с крекерами и печеньями, которые удобно вскрываются, они делают высококалорийный перекус слишком легким. Оставив такую упаковку на полке, вы непременно предадитесь чревоугодию.
В ходе еще одного эксперимента Уонсинка люди съедали больше куриных крылышек, если кости немедленно убирали. Когда кости лежат на столе, перед глазами у едоков — зримое напоминание о том, сколько они уже съели. Это также объясняет феномен бездонной тарелки — когда из тарелки с томатным супом, которую тайком наполняли через трубку под столом, люди съедали гораздо больше, чем из обычной тарелки, в которой суп убывал в процессе поедания. Люди смотрят, сколько осталось в тарелке, чтобы оценить, сколько они уже съели, поэтому — чем тарелка меньше, тем лучше.
Раз уж ваш желудок не в состоянии отслеживать количество потребляемых калорий, вам остается полагаться в основном на глаза. Чем более объемной выглядит порция, тем меньше вы съедите. Поэтому суп так полезен: количество жидкости, содержащееся в нем, дает людям чувство насыщения в тот момент, когда они действительно насытились, а не тогда, когда будет съедено на сотни калорий больше.
Наталья Розина
По материалам The New York Times.